Настоящий закон определяет правовые условия для добровольного участия граждан
Российской Федерации в охране общественного порядка. Закон устанавливает принципы и
основные формы участия граждан в охране общественного порядка, в поиске лиц,
пропавших без вести, особенности создания и деятельности общественных объединений
правоохранительной направленности, целью которых является участие в охране
общественного порядка, а также порядок и особенности создания и деятельности народных
дружин, правовой статус народных дружинников.
Участие граждан в охране общественного порядка осуществляется в соответствии с
принципами: добровольности; законности; приоритетности защиты прав и свобод человека
и гражданина; права каждого на самозащиту от противоправных посягательств всеми
способами, не запрещенными законом.
Поддержку гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного
порядка, оказывают органы государственной власти и местного самоуправления.
В целях содействия органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным
органам граждане вправе:
1) информировать органы внутренних дел (полицию) и иные правоохранительные органы о
правонарушениях и об угрозах общественному порядку;
2) участвовать в мероприятиях по охране общественного порядка по приглашению органов
внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов;
3) участвовать в охране общественного порядка при проведении спортивных, культурно
зрелищных и иных массовых мероприятий по приглашению их организаторов;
4) участвовать в работе координационных, консультативных, экспертных и совещательных
органов (советов, комиссий) по вопросам охраны общественного порядка, создаваемых в
органах внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органах, по их
приглашению.
Настоящий закон определяет, что к внештатному сотрудничеству с полицией могут
привлекаться граждане, достигшие 18летнего возраста. Однако, при этом
внештатными сотрудниками полиции не могут быть лица:
1) имеющие неснятую или непогашенную судимость;
2) в отношении которых осуществляется уголовное преследование;
3) ранее осужденные за умышленные преступления;
4) включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются
сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
5) страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом;
6) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда,
вступившему в законную силу;
7) подвергнутые неоднократно в течение года, предшествовавшего дню привлечения к
внештатному сотрудничеству с полицией, в судебном порядке административному
наказанию за совершенные административные правонарушения;
8) не соответствующие требованиям к состоянию здоровья внештатных сотрудников
полиции, установленным федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних
дел;
9) имеющие гражданство (подданство) иностранного государства.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с деятельностью внештатных сотрудников
полиции, и материальнотехническое обеспечение их деятельности осуществляются за счет
средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание органов внутренних дел.
В законе сказано, что граждане, достигшие возраста восемнадцати лет, также вправе
участвовать в деятельности общественных объединений правоохранительной
направленности, создаваемых ими по месту жительства, нахождения собственности,
работы или учебы в форме органа общественной самодеятельности без образования
юридического лица. Общественные объединения правоохранительной направленности
могут участвовать в охране общественного порядка по месту их создания только после
внесения в региональный реестр.
Основными направлениями деятельности общественных объединений
правоохранительной направленности являются:
1) содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в
охране общественного порядка;
2) участие в предупреждении и пресечении правонарушений;
Решения о создании общественных объединений правоохранительной направленности
принимаются гражданами на общем собрании по месту жительства, нахождения
собственности, работы или учебы с уведомлением органов местного самоуправления
соответствующего муниципального образования, территориального органа федерального
органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Порядок создания, реорганизации и (или) ликвидации общественных объединений
правоохранительной направленности определяется Федеральным законом от 19 мая 1995
года N 82ФЗ "Об общественных объединениях" с учетом положений настоящего
Федерального закона.
Общественные объединения правоохранительной направленности при участии в охране
общественного порядка имеют право в пределах территории, на которой они созданы:
1) информировать органы внутренних дел (полицию) и иные правоохранительные органы о
правонарушениях и об угрозах общественному порядку;
2) оказывать содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным
органам при их обращении в мероприятиях по охране общественного порядка;
3) осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими
федеральными законами.
Организации, в которых созданы общественные объединения правоохранительной
направленности по месту работы или учебы граждан, в пределах своей компетенции могут
предоставлять участникам этих объединений льготы и компенсации за счет собственных
средств.
Настоящим законом также определяется порядок создания и деятельности народных
дружин. Они создаются по инициативе граждан Российской Федерации, изъявивших
желание участвовать в охране общественного порядка, в форме общественной организации
с уведомлением органов местного самоуправления соответствующего муниципального
образования, а также территориального органа федерального органа исполнительной власти
в сфере внутренних дел.
Основными направлениями деятельности народных дружин являются:
1) содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в
охране общественного порядка;
2) участие в предупреждении и пресечении правонарушений на территории по месту
создания народной дружины;
3) участие в охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных
ситуаций;
4) распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах.
Народные дружинники проходят подготовку по основным направлениям деятельности
народных дружин, к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, по
оказанию первой помощи в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной
власти в сфере внутренних дел.
Народные дружинники при участии в охране общественного порядка имеют право:
1) требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния;
2) принимать меры по охране места происшествия, а также по обеспечению сохранности
вещественных доказательств совершения правонарушения с последующей передачей их
сотрудникам полиции;
3) оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее Федеральным
законом от 7 февраля 2011 года N 3ФЗ "О полиции" обязанностей в сфере охраны
общественного порядка;
4) применять физическую силу в случаях и порядке, предусмотренных настоящим
Федеральным законом;
5) осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими
федеральными законами.
Настоящим законом закреплено, что материальнотехническое обеспечение деятельности
народных дружин осуществляется за счет добровольных пожертвований, а также иных
средств, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Органы
государственной власти и местного самоуправления могут выделять средства на
финансирование материальнотехнического обеспечения деятельности народных
дружин, предоставлять народным дружинам помещения, технические и иные материальные
средства, необходимые для осуществления их деятельности.
Народным дружинникам и внештатным сотрудникам полиции по месту работы
предоставляется ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы
продолжительностью до десяти календарных дней. Также органы государственной власти
и местного самоуправления могут осуществлять личное страхование народных
дружинников на период их участия в проводимых органами внутренних дел (полицией) или
иными правоохранительными органами мероприятиях по охране общественного порядка,
устанавливать дополнительные льготы и компенсации для народных дружинников,
гарантии правовой и социальной защиты членов семей народных дружинников в случае
гибели народного дружинника в период участия в проводимых органами внутренних дел
(полицией) или иными правоохранительными органами мероприятиях по охране
общественного порядка, а также использовать иные формы их материальной
заинтересованности и социальной защиты, не противоречащие законодательству
Российской Федерации.
По вопросам деятельности народных дружин и общественных объединений
правоохранительной направленности, а также процессу вхождения в их состав, следует
обращаться в территориальный орган внутренних дел (координатор МО МВД России
«УстьКутский» – врио зам. начальника полиции (по охране общественного порядка) А. В.
Колодяжный).
|